Напишите нам

Межрегиональная Общественная Организация Ветеранов Космодрома Байконур

Воспоминания ветеранов 4-го испытательное управление космодрома Байконур (В/ч 26360)


Главная Части Однополчане Воспоминания Фотоархив Книги и буклеты Ссылки и обзоры С улыбкой События.Даты

Если рекламные блоки мешают работе с нашим порталом, то рекомендуем пользоваться сертифицированным отечественным браузером "Спутник", c эффективным рекламоотводом.

Ветераны Байконура свидетельствуют:

  1. Куропацкий М.А. "Приказ "Заступить на Боевое дежурство!" или незабываемая дата 1 июля 1979 года
  2. Завалишин А.П. Математика у стартовой позиции

Куропацкий М.А. "Приказ "Заступить на Боевое дежурство!" или незабываемая дата 1 июля 1979 года"

((Воспоминания заместителя начальника штаба 31-й ОИИЧ подполковника в отставке Михаила Куропацкого ).

Посвящается командирам частей, их заместителям, офицерам, прапорщикам, сержантам и солдатам, первыми, заступившими на Боевое дежурство.
Уважаемые однополчане, соратники, друзья!
Все мы служили в войсковой части, которую за возложенные задачи и качество их решения, впоследствии назовут уникальной ОИИЧ. Все, независимо от периода службы, продолжительности, занимаемой должности, от солдата до командира части внесли свою лепту. Войсковая часть 46180 или 31 ОИИЧ единственная в ГУКОС, единственная в ВС СССР с конца 80-х годов и до своего расформирования несла боевое дежурство по комплексу "Встреча" и осуществляла противокосмическую оборону государства, а также осуществляла запуски КА "УС" для боевого применения комплекса МКРЦ "Легенда".
Я хочу (насколько помню) назвать тех, кто своим ратным трудом крепил оборонную мощь государства, а возможно успешными запусками КА "ИС" (истребитель спутников), КА "УС" заставил вероятного противника отказаться от планов "Звёздные войны ".
На страницах Интернета сейчас много материалов по боевому применению КА "ИС", МКРЦ "Легенда". Авторы статей дают высокую оценку успешным запускам КА" ИС" и КА "УС".
Вместе с тем авторы статей о самих запусках КА, пишут как о чем-то обыденном, ограничиваясь фразой, запуски производились с космодрома "Байконур". Ни слова о войсковой части 46180 и тем более о боевом расчете, подготовившем и осуществившем эти запуски.
Запуск КА - это тяжелый труд многих сотен людей, тяжелая ноша ответственности командиров и начальников. Я хочу, чтобы дети, внуки, заступившими на боевое дежурство по комплексу "Встреча" знали и помнили, к каким делам государственной важности были причастны их отцы, деды, прадеды (многих уже нет в живых).

Пишу по памяти (к сожалению, дневник не вел), поэтому прошу прощения, что писать буду в основном до уровня команды. Пусть не обидятся инженеры отделений, начальники отделений, но команда- основное подразделение "Байконура", как тогда говорили - Центр политико-воспитательной работы. На правах автора, не могу не написать о 13 команде и должности начальника команды. Положа руку на сердце, каждый помнит, что если была возможность, все стремились обойти эту должность. Я был начальником 13 команды со 2 августа 1978 года по июнь 1980 г. Что предшествовало моему назначению?

В 1970 году окончил Опочецкое зенитно-ракетное училище ПВО. С августа 1970 г. по июль 1974 г нес боевое дежурство в качестве офицера старта ЗРК С-200 по охране воздушных рубежей г. Минска. В 1972г. принимал непосредственное участие в учебно-боевых стрельбах ЗРК С-200(готовил к стрельбе пусковые установки) на полигоне "Балхаш". В июне 1978г. окончил 2 факультет ВИКИ им.А.Ф. Можайского и приказом МО СССР назначен начальником 13 команды. Вот уж поистине пути господни неисповедимы. Покидая Войска ПВО в июле 1974 года никогда, даже теоретически не думал, что буду служить в войсковой части, осуществляющей запуски КА в интересах ПВО, да ещё начальником команды по подготовке РН. Но так уж вероятно было предначертано судьбой. 2 августа 1978г я прибыл в войсковую часть 4б180.После представления командиру части подполковнику Иванову Юрию Ивановичу и начальнику 1 группы майору Кравченко Вячеславу Васильевичу (они приняли должности, незадолго до моего прибытия) началось знакомство и прием команды. По предназначению 13 команда-это команда подготовки РН 11К69(Циклон-2) на технической позиции. Уже из предназначения видно, что на личный состав команды возлагается большая нагрузка. Независимо от планируемого запуска КА "УС" или КА" ИС" необходимо было готовить РН 11К69.

За командой были закреплены:
  • Сооружение №5. Здесь проводилась подготовка РН 11К69.На заключительном этапе подготовки к запуску проводилась стыковка РН с КА и проводились заключительные проверки перед вывозом на старт.
  • Сооружение №5 было МИКом части. См.фото,
  • Сооружение №4. хранилище боезапаса РН и КА части.
  • Сооружение №4А. Контрольно-измерительная лаборатория части.
  • Сооружения №32 и 132.Здесь размещались представители промышленности и инженеры испытатели.

Возможно, при формировании части в августе 1966г., когда проводились ЛКИ и подготовка и запуск проводились совместными расчетами промышленности и части, не было боезапаса, не было КИЛ части, все было новое, личный состав 13 команды успешно выполнял поставленные задачи. Но прошло 12 лет, задачи росли, сооружения требовали ремонта, а штатный состав не менялся. Только почти чрез 2 года в июне 1980г. будет создана новая группа, (в составе командование группы и трех команд) на которую возложат задачи, решаемые 13 командой.

Кроме трудностей с ремонтом сооружений, недостачей имущества, мебели я вскоре узнал еще об одной проблеме, возможно, самой главной. Во второй половине августа 1978г начальник полигона генерал-майор Сергунин Ю.Н.проводил собрание должностных лиц от начальника команды и выше. Во многих частях и подразделениях царила обстановка, которую сейчас называют" дедовщиной", правда тогда это называли "неуставными взаимоотношениями". И тогда и сегодня я называю это уголовными преступлениями. Солдаты получали увечья, травмы, переломы челюстей, носа и т.д. На почве издевательств солдаты нередко самовольно оставляли часть.

В докладе начальника полигона 13 команда войсковой части 46180 по состоянию воинской дисциплины была названа в числе худших команд. С чей - то подачи была названа и моя фамилия.

С кем же предстояло решать испытательные задачи, хозяйственные проблемы и конечно в первую очередь искоренять, так называемые "неуставные взаимоотношения"?

Здесь тоже были проблемы. Из за несвоевременного изменения оргштатной структуры в команде сержантов по штату было меньше, чем офицеров, а на лицо было еще меньше. Даже исполняющим обязанности старшины, можно сказать самой большой команды части был всего лишь младший сержант. А вот с офицерским составом мне повезло. Заместитель начальника команды по политической части Синчук Анатолий Иванович, начальники отделений:

Пантелеев Анатолий Денисович, Савишин Виктор Петрович, Степанов Сергей Михайлович, Мельчуков Юрий Михайлович, ИО начальника отделения Савочкин Александр Николаевич в последствии Кущак Александр Иванович, начальник станции Лётов Владимир Александрович

были грамотными, опытными офицерами. Некоторые из них давно сами могли бы быть начальниками команд. К примеру, Савишин Виктор Петрович, Пантелеев Анатолий Денисович были офицерами, когда я ещё не ходил в школу. Замполит команды Синчук Анатолий Иванович закончил военное училище, когда я носил пионерский галстук. Я часто задавал им вопрос: "как могло такое случиться, что команда, где по штату 8 капитанов, 12 старших лейтенантов, три прапорщика, оказалась по состоянию воинской дисциплины в числе самых плохих команд полигона".

Конечно, многие недостатки лежали в кадровой плоскости по причине отсутствия у многих офицеров высшего образования и как следствие потеря перспектив службы.

Однако сразу хочу отметить, что к чести вышеназванных офицеров, а также офицеров Хилимончик В. Желябина А., Мандрико А. Старкова С. Жихалкина М.,. Бахарева С.с августа 1978 г. по июнь 1980 г. в команде не было увечий, травм и естественно самовольного оставления части. Конечно, полного искоренения тех самых неуставных взаимоотношений мы не достигли, но увечий и травм не было. Придет время, и на базе команды командование части будет проводить показные занятии с начальниками команд и командирами отдельных подразделений. Сегодня я выражаю искреннюю признательность всем офицерам и прапорщикам команды, что все солдаты и сержанты были уволены в полном здравии.

Замполит команды Синчук Анатолий Иванович при образовании новой группы стал заместителем начальника группы по политчасти, получил воинское звание майор. Впоследствии был назначен замполитом КИК на 91 площадке. Пантелееву Анатолию Денисовичу, Савишину Виктору Петровичу при увольнении в запас по представлению командира части было присвоено воинское звание майор, на ступень выше занимаемой должности, Летов Владимир Александрович был аттестован на должность инженера испытателя войсковой части 26360.

Когда говорят о 31 ОИИЧ, то говорят, что эта уникальная часть. Уникальность состояла в том, что за все время существования части не было ни одного аварийного запуска по вине ракеты- носителя 11К69 (рис.1).Уникальность части и в том, что это единственная стартовая часть в мире и единственная ракета-носитель, у которых показатель аварийности равен 0,0%.Было проведено 111 запусков в интересах ПВО и ВМФ. Но говорить о безаварийности РН, стартовой площадки без упоминания офицеров, осуществляющих подготовку и запуск это, то же, что говорить о безаварийности автомобиля, без упоминания водителя.

Запуск КА в интересах ПВО и в интересах ВМФ проводились РН 11К67, 11К69 (Циклон, Циклон-2). ? ^ • ^ •

Конструктивно-компоновочная схема ракеты технические характеристики
Легкий Одноразовые ГКБ «Южное» им. М, К, Янгаля ГП ПО «Южный машиностроительный эаводи им. А. М. Макарова 2 - Циклон-2, Циклон-гА, 3 Циклои-З юфп 3000 ГГОП не - 11Квв 2 40500 3000 183000 11Кв7 2 40600 3000 183000 11Кв8 3 39270 3000 191000

Разработка РН «Циглон-2» (11Кв6) и чЦикпон-3» (11КВ8) началась и аегусте 1965 года в соответствии с правительственным постановлением. Оно предусматривало создание двухступенчатого носителя на базе баллистической ракеты Р-Зб. Латно-конструктооские испытания двухступенчатого носителя начались в 1967г на космодроме байкоиур ЛКИ трехступанчзтого носителя «Цикпон-3» начались 24 июня 1977 года на космодроме Плесацк и продолжались до 12 февраля 1979 года.

Первыt ступени РН «Циклон-2» и «Циклон-3» практически полностью унифицированы. Все три ступани ракиты соединаны последовательно. Ее дп№'а 30,278 м. диаметр 1,илиндричас«ой части 3.0 м Стартовая масса РН до 1й1 т. Она способна выводить нэ орбиту высотой 200 км полезный груз массой до 4 т (РН «Циклон-2» - до 2,9 т). Имеется возможность выводить па Количество ступеней: Длина: Диаметр: Стартовая масса: Ступени • орбиту в одном пуске до шести КА.

Ступени
Ступень Длина, мм Диаметр, мм Сухая масса, кг Масса топлива, кг Горючее Окислилтель Маршевые двигатели Кол-во маршевых двигателей Рулевые двигатели Кол-во рулевых двигателей
1 18870 3000 6400 122000 - - - - - -
2 - - - - - - - - - -
3 - - - - - - - - - -

Подготовкой РН на технической позиции, подготовкой старта, заправкой занималась 1 стартовая группа. Первым начальником 1 группы, был Бещеков Ю.М.Длительное время группу возглавлял Батин. В 1978 г стартовую группу возглавил Кравченко Вячеслав Васильевич, впоследствии начальник отдельной лаборатории войсковой части 26360. Заместителем начальника группы по испытаниям был Макаренко Николай Николаевич, начальником штаба группы Пахомов Анатолий Владимирович, заместителем начальника группы по политической части Левченко Александр Васильевич.

Начальником 11 команды- команды по подготовке старта был Розанов Владимир Валерьевич, впоследствии сменил Макаренко Н.Н). Офицеры команды - Котенков Вячеслав Дмитриевич (сменил Розанова В.В.), Шкода Василий Федорович (впоследствии один из командиров части), Михайлушкин Вячеслав, Денисов Владимир,Агейченко Александр, Дорофеев Анатолий, Багаев.

Начальником 12 команды- команды заправки был Бугай Александр Григорьевич.

Офицеры команды - Романов, Гузенко Виталий Леонидович (впоследствии нчальник 2 группы, заместитель начальника ВКА им. А.Ф. Можайского, генерал-майор), Лоскутов Владимир, Потапов Александр Дмитриевич). Начальником 13 команды- команды подготовки РН на технической позиции долгое время был Блаженков Леон Валерьевич - награжден орденом "За службу Родине в ВС 3 степени". Впоследствии проходил службу в отделе испытаний части. Последним начальником 13 команды до разделения группы был автор этих строк.

Офицеры команды - Пантелеев Анатолий Денисович, Савишин Виктор Петрович, Степанов Сергей Михайлович, Кущак Александр Иванович, Мельчуков Юрий Михайлович, Лётов Владимир Александрович, Чубенко Григорий Иванович, Савочкин Александр Николаевич, Хилимончик Валерий, Коновалов Владимир, Мандрико Андрей, Желябин Александр, Старков Сергей, Жихалкин Михаил, Бахарев Сергей, техник 3 отделения Васильчук..

Начальником 14 команды-команды СЭС и ТВК был Лебеденко Александр Иванович, впоследствии после окончания ВА им. Дзержинского сменил Кравченко В.В.Начальником команды был назначен Левыкин Юрий Павлович.

Офицеры команды - Самарин, Арещенко Геннадий, Носов А.К.Пономаренко. В мае 1980г.! группа будет разделена на две группы,1 и 2. 1 -ая группа станет группой подготовки РН 11К69 на технической позиции и хранения боезапаса.

Начальником 1 группы будет назначен заместитель начальника штаба части Орленко Василий Григорьевич, а я буду назначен заместителем начальника штаба. Впоследствии, начальником группы будет назначен Небога Павел Иванович. Начальником штаба группы будет назначен помощник начальника штаба по режиму Дуплякин Владимир Александрович. Заместителем начальника группы по политчасти Синчук Анатолий Иванович, заместителем начальника группы по испытаниям Иванов Начальником 11 команды -команды подготовки РН будет назначен Циунчик Александр.

Начальником 12 команды -команды телеметрии будет назначен Плисов. Начальником 13 команды-команды хранения боезапаса Небога П.И. 2-я группа станет чисто стартовой группой под руководством бывшего командования 1-ой группы. В нее войдут бывшие 11,12,14 команды в полном составе,

2 группа (с мая 1980г 3-я)- группа подготовки КА "ИС-М". Длительное время начальником группы был Петунин Валентин Семенович, впоследствии Королев Виктор Петрович (награжден орденом" За службу Родине в ВС 3 степени"),его сменил Самойлов Владимир Александрович. Заместителем начальника группы по испытаниям Стелюк Борис, заместителем начальника группы по политчасти Бредихин Петр Николаевич, затем Казадаев Борис Григорьевич, впоследствии секретарь парткома части, заместитель командира части по политчасти.

Начальниками команд были:
  1. -21(31) команда Жоновач,
  2. -22(32) команда Гридасов Юрий Алексеевич,
  3. -23(33) команда Иващенко Владимир Дмитриевич,
  4. -24(34) команда Лапин Александр Афанасьевич,
  5. -25(35) команда Селедцов Владимир.

Но вернусь к событиям осени 1978 года. К этому времени были приняты на вооружение и РН 11К69 и КА "ИС-М". Запуски проводились только боевым расчетом части. В начале 1979 года стало известно, что вскоре войсковая часть по комплексу ПКО "Встреча" будет поставлена на Боевое дежурство, а вскоре стала известна и дата постановки- 1 июля 1979 года. Боевое дежурство - это содержание специальных выделенных сил и средств в готовности к выполнению поставленных задач по предназначению, фактически это выполнение боевой задачи особой государственной важности связанной с защитой государственных интересов.

Постановка части на боевое дежурство включает целый комплекс работ по подготовке соответствующей инфраструктуры, строительство соответствующих сооружений и т.д. Венцом подготовки части к заступлению на Боевое дежурство является выезд на полигон для проведения учебно-боевых пусков. И только при наличии соответствующей базы и успешного выполнения учебно-боевых пусков часть становится на БД. По второй составляющей проблем не было. Все запуски КА "ИС", прошедшие к этому времени, прошли успешно. Все мишени, запущенные с полигона Плесецк были поражены.

А вот проблем с подготовкой МТБ было очень много. Ведь по существу МТБ части ничем не отличалась от других ОИИЧ. Самое страшное в том, что все проблемы командиру части Иванову Юрию Ивановичу, его заместителям приходилось решать силами личного состава части. Времени было мало. Юрий Иванович понимал, что надо сделать главное, перестроить всю жизнедеятельность части по правилам боевого дежурства. Необходимо было откорректировать и выполнить планы боевого и тылового обеспечения, создать боезапас РН, КА., ракетного топлива. Необходимо было отработать нормативы по подготовке к запуску КА "ИС" в соответствии с требованиями временного плана применения ПКО Встреча. Партийно - политическая и воспитательная работа, планирование и организация боевой и политической подготовки, регламентные работы на вооружении, организация и проведение ОИР, были подчинены главной задаче- до 1 июля 1979 года качественно подготовиться к заступлению на боевое дежурство.

Заместитель командира части по политической части Отводенков Владимир Васильевич, заместитель командира части Чуркин Вениамин Павлович, начальник штаба части Морозов Александр Алексеевич, заместитель командира части по вооружению Сулеманов, заместитель командира по тылу Пыхтин Виктор Александрович, начальник отдела испытаний части Колядин Геннадий Петрович, ст. помощник начальника штаба части Голоскок Михаил Григорьевич(награжден орденом За службу Родине в ВС 3 степени ) в рамках своих должностных обязанностей сделали все, чтобы качественно и в срок подготовиться к заступлению на Боевое дежурство.

Но непосредственными исполнителями всех планов были командование 1 и 2 групп, начальники команд этих групп, начальники служб части. И вот наступает 1 июля 1979года. Это был летний солнечный, как всегда жаркий, к тому же выходной день. На плацу площадки №90 построены подразделения части. Командир части полковник Иванов Ю.И. принимает доклады начальников 1 и 2 групп, командиров отдельных подразделений о готовности к заступлению на боевое дежурство. Для постановки 31 ОИИЧ на боевое дежурство прибывают заместитель начальника полигона по НИИР генерал- майор Булулуков В.А. и начальник 4 ИУ генерал- майор Могила А.И. Начинается митинг, посвященный знаменательному событию в жизни части. На трибуну поднимаются генералы Булулуков В.А.,Могила А.И. полковник Иванов Ю.И. офицеры и сержанты, которым поручено выступление, в т.ч. и автор этих строк.

И вот закончены выступления, генерал-майор Булулуков В.А. отдает распоряжение командиру части объявить приказ. Над затаившими дыхание подразделениями, замершими на плацу 95-ой площадки, торжественно звучит голос полковника Иванова Ю.И:

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и на основании приказов Главнокомандующего РВСН, Главнокомандующего ПВО страны Приказываю Для обеспечения противокосмической обороны страны заступить на Боевое дежурство в составе...

Вот так 1 июля 1979 года началась новая, историческая эпоха в жизни 31 ОИИЧ. В историческом формуляре части появился новый раздел - Боевое дежурство.

В октябре 1979 года для проверки организации и несения боевого дежурства в часть прибыл начальник Главного Оперативного Управления ГШ ВС СССР адмирал Амелин с группой офицеров Генерального штаба. Недостатков по вине командования части, подразделений выявлено не было. Следует сразу подчеркнуть, что организация и несение боевого дежурства всегда оценивались на хорошо и отлично.

Последнее испытание боевого спутника ИС состоялось 18 июня 1982 года в рамках крупнейших учений советских стратегических ядерных сил, когда "Космос-1379 "перехватил спутник - мишень, имитирующий американский навигационный спутник «Транзит". Всего за время испытаний перехватчиков ИС было выполнено несколько десятков их запусков.

В августе 1983 года руководство СССР выступило с мирными инициативами и заявило о прекращении испытаний системы ПКО в одностороннем порядке, но сам комплекс остался на боевом дежурстве.

Символично, что первый и последний запуски КА "ИС" из режима боевого дежурства был выполнен под руководством командира части - полковника Иванова Юрия Ивановича.

Наряду с запусками КА истребитель - спутников в интересах ПКО страны, 31 ОИИЧ осуществляла запуски КА "УС-А", "УС-П" в интересах ВМФ по боевому применению МКРЦ "Легенда". МКРЦ "Легенда"- "всевидящее око" на морях и океанах.

Система морской космической разведки и целеуказаний (МКРЦ)"Легенда" включала два типа космических аппаратов "УС-А" и "УС-П". КА "УС-А"это яркий спутник с мощной бортовой РЛС и ядерной энергоустановкой. КА "УС-П" это малозаметный спутник со станциями радиотехнической разведки, потребляющий энергию солнечных лучей.

ЛКИ системы начались в 1973 году. В 1975 году КА радиолокационной разведки был принят на вооружение. В целом комплекс "Легенда" принят на вооружение в 1978 году. Для вывода на орбиту аппаратов Легенды использовалась ракета-носитель "Циклон-2."

В 1979-1989 гг. был выполнен ряд этапов модернизации космических аппаратов морской разведки, обеспечивающих повышение всех параметров космических комплексов (улучшение характеристик обнаружения и распознавания, увеличение полосы одновременного обзора и т.п.). Высокая эффективность системы МКРЦ "Легенда"была подтверждена на практике в 1982году, во время англо-аргентинского конфликта вокруг Мальвинских (Фолклендских) островов. Система позволила полностью отслеживать прогнозировать тактическую обстановку. В частности, при ее помощи Главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован момент высадки английского десанта. Всего было запущено около 70аппаратов системы МКРЦ. Тем не менее, эксплуатация низкоорбитальных аппаратов с ЯЭУ по "зеленым" или иным соображениям была прекращена. Не только флот, вся страна лишилась вместе с корабельным составом и своего всевидящего ока на морях и океанах. Подготовкой КА "УС-А " и "УС-П" занимался личный состав Отдельной морской команды. Начальник команды Вахромов Александр Васильевич. Впоследствии ОМК была преобразована в 5группу. Начальником группы был назначен капитан 3 ранга Вахромов А.В. Группа состояла из 3 команд. Начальники команд Батов, Прохоров, Блюм. Подготовка ЯЭУ была возложена на 4 группу, Начальником группы длительное время был капитан 2 ранга Кожухов, после его увольнения в запас группу возглавил Котляр Леонид Григорьевич. В состав группы входило 4 команды. Начальники команд Ермошин Н.Н, Диано^в Л. Ирбулатов, Андреев Б.Начальник штаба группы Балаев Владимир Васильевич, Данилов Борис.Замполит группы Лычко.Заместитель по испытаниям Комарьков, Бобров Александр Петрович. Подготовка ЯЭУ проводилась на отдельной площадке №94А

И украшением парадов, проводившихся в г.Ленинске, всегда являлся парадный расчет части, состоявший из офицеров ВМФ и матросов и старшин 4 и 5 групп ( см.фото ).

МАТЕМАТИКА У СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКИ (из книги "Владимир Николаевич Челомей" )

А. П. Завалишин, заместитель начальника космодрома до 1988 года, генерал-майор-инженер

С 1957 года на космодроме Байконур начали испытывать межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты космического назначения, а также космические аппараты разработки главного конструктора Сергея Павловича Королева. Затем здесь главный конструктор Михаил Кузьмич Янгель. И, наконец, в 1962 году — Генеральный конструктор Владимир Николаевич Челомей. В содружестве с В. П. Барминым был тогда создан новый испытательный регион, не уступающий по размаху и значимости региону С. П. Королева.

За свои тридцать с лишним лет жизни испытателя, пройдя на космодроме путь от инженера — испытателя ракетно-космической техники до заместителя начальника космодрома, я общался со многими главными и Генеральными конструкторами. Своей высокой эрудицией, культурой и талантом меня покорили С.П.Королев, В.П.Бармин, М.Ф.Решетнев и, конечно, В.Н.Челомей.

В 1963—1980 годах мы довольно часто встречались с Владимиром Николаевичем по вопросам, связанным с организацией и проведением испытаний, отработкой ракетно-космической техники. Космические аппараты «Полет», тяжелая космическая станция «Протон», орбитальные станции «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5», орбитальные корабли снабжения «Космос-924», «Космос-1267», «Космос-1443» и ракета-носитель «Протон», то есть все, что имело отношение к космосу и отрабатывалось в конструкторском бюро, руководимом В. Н. Челомеем, не миновало меня.

Впервые с Владимиром Николаевичем я встретился, когда на космодром было поставлено первое летное изделие разработки его КБ. И вот на завершающем этапе подготовки, уже на пуско¬вой установке, по материалам регистрации вдруг обнаружились непредвиденные колебания корпуса изделия. Чтобы понять этот процесс, установить природу возникающих колебаний, возмож¬ное влияние их в полете, по просьбе Генерального конструктора пришлось пересмотреть, заново расшифровать и проанализировать материалы регистрации и других разных по классу и исполнению изделий.

Нас тогда поразила его целеустремленность и увлеченность своими техническими идеями и разработками. А его, признаюсь, удивляло, как это испытатели космодрома могли по нерасши¬фрованным параметрам регистрации других образцов осмысливать суть физических процессов, протекающих в испытываемой технике. Пообщавшись с нами, он поверил, что космодром — это серьезное учреждение с компетентными работниками.

С какой живостью, нескрываемой юношеской увлеченностью, ухватив суть наших доказательств, начал он сам как истинный ученый-экспериментатор делать на настенной доске математические выкладки, вовлекая в спор Н. А. Пилюгина и С. А. Косберга. А затем, математически спрогнозировав результат и изменив физическую точку соприкосновения «сухого» изделия с наземной конструкцией, мы вместе (ученые, экспериментаторы и испытатели) в подтверждение математических выкладок получили другую частоту колебаний. И таким образом окончательно уверились, что возникающие колебания свойственны лишь «сухому» изделию, а на заправленном их не будет. Значит, полет пойдет нормально.

Главные черты В. Н. Челомея, на мой взгляд,— боевитость, прозорливость в технических решениях и чутье на талантливых людей. Если верил в идею, шел за нее в бой и боролся до конца За ее осуществление. Чужое мнение уважал. Если был не согла¬сен с ним или не понимал вопроса, дискутировал. Свою точку зрения отстаивал логично. Владел искусством спора без перехода «на личности». Поверив в С. А. Косберга, в его двигатель¬ные установки, без сожаления расстался с известным конструктором двигательных установок. И не ошибся. С успехом выиски¬вал неординарно мыслящих, одаренных людей.

На заседаниях Государственных комиссий, на совещаниях технических руководителей меня всегда поражало, как искусно и артистично два замечательных человека — генерал Михаил Григорьевич Григорьев и Владимир Николаевич Челомей — вели дело. Они составляли прекрасный дуэт людей, стремящихся познать глубину испытываемой техники и найти ей достойное применение. Владимир Николаевич всегда дипломатично уходил от ненужных в данный момент вопросов, он упорно и методично подводил выступающих главных конструкторов к необходимому решению, быстро определяя пути ликвидации конфликтов и устранения недостатков.

К неудачам при проведении летных испытаний образцов ракетно-космической техники Генеральный конструктор относился внимательно. Всегда стремился разобраться до конца в их при¬чинах, не допуская каких-либо упрощений во время испытаний нашей сложной и уникальной техники. В критических ситуа¬циях духом не падал, из себя не выходил.

Как-то испытывали космическое изделие многократного применения. Во время автономного его пуска произошла авария. Собрали мы упавшие обломки как драгоценную реликвию. А мой помощник по испытаниям вопреки здравому смыслу уничтожил их. Этим он нарушил священную заповедь испытателей — не уничтожать технику до выявления причин неудачи.

Объясняться с председателем Государственной комиссии и Генеральным конструктором пришлось мне как руководителю испытаний. Гнев Генерального конструктора так и плескал на¬ружу, но разговаривал он со мной вежливо и без крика. Я готов был провалиться сквозь землю перед этими двумя выдающимися личностями. Чувствовал себя как школьник, товарищ которого совершил глупую выходку, а объяснить ее невозможно. И на всю жизнь мне запомнились его слова, что испытание — это не' ремесло, а искусство, тяжелый труд головы и рук и что невежд, всезнаек, несдержанных и безголовых к проведению испытаний допускать нельзя.

Все же эта ситуация не подорвала доверия Владимира Николаевича к испытателям космодрома. Он прислушивался к их мнению по всем вопросам, всегда интересовался и принимал лучшее из опыта, приобретенного при работе на других образцах. Очень умело использовал даже маленькие результаты, чтобы решить большое дело. Отношение с его стороны всегда 'было ровное. В этом он походил на С. П. Королева. Внимательно выслушивал, не стеснялся расспрашивать любого. Интересовался мнением об испытываемой технике. Опросы эти были небесполезны, они всегда вели к какому-то решению. Однако вел Челомей себя всегда скромно, свое превосходство в каких-либо вопросах не выпячивал.

Однажды при проведении комплексных испытаний ракеты-носителя космического назначения «Протон» на пусковой установке была выявлена интересная неисправность. Через сухие контакты реле ракеты-носителя (судя по внешним проявлениям) возникала необъяснимая индуктивно-емкостная связь между системой управления ракеты-носителя и бортовой автоматикой орбитальной станции «Салют». По мнению всех ведущих специалистов, для выявления причин такого дефекта на стыке двух изделий требовалось снять ракету-носитель с пусковой установки и отстыковать орбитальную станцию.

По моей просьбе окончательное решение отложили до утра. Всю ночь вдвоем с испытателем В. В. Пьяных мы экспериментировали, воссоздавая регистрируемый параметр. К утру получили результат. Учитывая логику работы бортовой схемы, мо¬мент контроля состояния и спрогнозированную неисправность в цепях ракеты-носителя смогли объяснить физику происходящего явления. Ракету космического назначения с пусковой установки снимать не пришлось. Полет прошел успешно.

Что самое поразительное? Что ученый в области механики и процессов управления первым из всех собравшихся понял физические процессы в электронных элементах и первым по¬верил нашей гипотезе, подтвержденной лабораторным экспериментом. Генеральный конструктор заставил нас многократно повторять эксперимент, сопровождая его разъяснениями до тех пор, пока техническое руководство полностью, безоговорочно не поверило в сделанные нами выводы.

Меня всегда поражало (и я стремился обучиться этому), как из вороха данных и множества мнений смежников и своих конструкторов Владимир Николаевич выискивал самое нужное. Как умело он потом направлял коллективы, подчиняя их глав¬ной задаче. Как удивительно тонко чувствовал грань между обоснованным риском и авантюризмом. Грань невидимую, но существующую. И, по моему мнению, он всегда умел подойти к ней вплотную.

Нас, испытателей, всегда поражала оригинальность многих решений конструкторского бюро, которым руководил Владимир Николаевич. В конструкциях, технических решениях, исполнении прослеживались гармоничность и совершенство. Чувствовалось, что руководитель талантлив, а исполнители — одаренные, высококвалифицированные специалисты, прошедшие к тому же и школу замечательного авиаконструктора В. М. Мясищева.

Еще в середине 60-х была создана ракета-носитель «Про¬тон» (детище В.Н. Челомея, его учеников и соратников), кото¬рая за годы своего существования вывезла на околоземные и другие орбиты космические аппараты и станции «Астрон-1», «Вега-1» и «Вега-2», «Венера-9»—«Венера-16», «Горизонт», «Зонд-4»—«Зонд-8», «Квант», «Луна-15» —«Луна-24», «Марс-2»—«Марс-7», «Мир», «Протон», «Радуга»,. «Салют», «Экран» и ряд спутников серии «Космос».

Используются эти ракеты и сейчас. По-моему, это лучшее доказательство того, насколько научные идеи В. Н: Челомея и теоретические разработки, осуществлявшиеся под его руководством, опережали свое время. Чем больше проходит лет, тем это становится все очевиднее.





Устав межрегиональной общественной организации "Ветераны космодрома Байконур"

Сервисы национальной поисковой системы "Спутник" сделают вашу жизнь удобней!