Напишите нам

Межрегиональная Общественная Организация Ветеранов Космодрома Байконур

"Космосом должны заниматься люди с чувством юмора!" (Михаил Ребров, журналист, курсант отряда космонавтов)


Главная Части Однополчане Воспоминания Фотоархив Книги и буклеты Ссылки и обзоры С улыбкой События.Даты

Если рекламные блоки мешают работе с нашим порталом, то рекомендуем пользоваться сертифицированным отечественным браузером "Спутник", с эффективным рекламоотводом.


Полезные ресурсы о ветеранах ВКС

Диссертация

В одном замечательном конструкторском бюро разрабатывались космические аппараты (КА) для возвращения на Землю. А спуск КА на Землю дело хлопотное: он входит в атмосферу со скоростью около 7 км/сек, сильно обгорает, аэродинамика его непредсказуема и, следовательно, ожидаемая точка приземления разрастается до эллипса в несколько десятков километров в продольном направлении. Аэродинамических рулей нет - они не выдерживают тепловых нагрузок и обгорают, и поэтому много лет используется оригинальный механизм, позволяющий смещать центр масс относительно корпуса КА и, тем самым, в определенных пределах изменять направление и момент аэродинамической силы и, соответственно, делать космический аппарат слегка "планирующим", что позволяет "дотягивать" его поближе к расчетной точке посадки или "притормаживать". Но это все преамбула.
И тут талантливые советские инженеры предложили вместо хитроумного балансировочного механизма установить на корпусе спускаемого аппарата обтекатель в виде эдакой металлической "юбки" по периметру. И чтобы система управления имела возможность отстреливать "юбку", тем самым изменяя аэродинамические характеристики спускаемого аппарата, делая его более быстрым, и соответственно, падающим чуть дальше. Дело остается только за тем, чтобы разработать алгоритм своевременного срабатывания пиропатронов, отстреливающих "юбку". Систему разработали, а пожинать научные лавры теоретического обоснования предложили молодой сотруднице, которая написала диссертацию и получила ученую степень.
Диссертация называлась "Управление спуском путем выбора момента сброса "юбки"". Мужская часть Ученого Совета только от одного названия уже была в восторге!

"Золототые яйца Натанзона"

Всем памятна история с украинским Ан-178, представленным на авиасалонах в Бурже и Дубае, когда выяснилось, что для правильной балансировки надо возить почти полторы тонны балласта в виде металлических листов , уложенных у кабины пилотов. Следует заметить, что подобные технические решения украинские инженеры применяют не впервые.
Еще в советские времена КБ "Южное" (г.Днепр) разработало тяжелую стратегическую ракету, но на лётных испытаниях выяснилооь, что в двигательном отсеке возникают повышенные вибрации, обусловленные резонансными колебаниями. Один из конструкторов ракеты предложил техническое решение, заключающееся в установке двух балансиров эллипсоидальной формы, изменяющих спектр собственных частот и тем самым демпфируя нежелательные колебания. Решение оказалось удачным, инженер Натанзон получил премию, а блестящие округлые демпферы в конструкции двигетельнйо установки получили прозвище "золотые яйца Натанзона".

Теперь мы знаем правду!

Виктор Пелевин, фрагмент романа "Омон Ра"

Мы летели со скоростью двух с половиной километров в секунду, и инерционная часть полета заняла около трех суток, но у меня осталось чувство, что я летел не меньше недели. Наверно, потому, что Солнце несколько раз в сутки проходило перед глазками, и каждый раз я любовался восходом и закатом небывалой красоты.
От огромной ракеты теперь оставался только лунный модуль, состоявший из ступени коррекции и торможения, где сидел Дима Матюшевич, и спускаемого аппарата, то есть попросту лунохода на платформе. Чтоб не тратить лишнее горючее, обтекатель отстрелился еще перед разгоном с орбиты спутника, и за бортом лунохода теперь был открытый космос. Лунный модуль летел как бы задом наперед, развернувшись главной дюзой к Луне, и постепенно в моем сознании с ним произошло примерно то же, что и с прохладным лубянским лифтом, превратившимся из механизма для спуска под землю в приспособление для подъема на ее поверхность. Сначала лунный модуль все выше и выше поднимался над Землей, а потом постепенно выяснилось, что он падает на Луну. Но была и разница. В лифте я и опускался и поднимался головой вверх. А прочь с земной орбиты я понесся головой вниз; только потом, примерно через сутки полета, оказалось, что я, уже головой вверх, все быстрее и быстрее проваливаюсь в черный колодец, вцепившись в руль велосипеда и ожидая, когда его несуществующие колеса беззвучно врежутся в Луну.
У меня хватало времени на все эти мысли потому, что мне ничего пока не надо было делать. Мне часто хотелось поговорить с Димой, но он практически все время был занят многочисленными и сложными операциями по коррекции траектории. Иногда я брал трубку и слышал его непонятные отрывистые переговоры с инженерами из ЦУПа:
– Сорок три градуса… Пятьдесят семь… Тангаж… Рысканье…
Некоторое время я все это слушал, потом отключился. Как я понял, главной Диминой задачей было поймать в один оптический прибор Солнце, в другой – Луну, что-то замерить и передать результат на Землю, где должны были сверить реальную траекторию с расчетной и вычислить длительность корректирующего импульса двигателей. Судя по тому, что несколько раз меня сильно дергало в седле, Дима справлялся со своей задачей.
Когда толчки прекратились, я подождал с полчаса, снял трубку и позвал:
– Дима! Алло!
– Слушаю, – ответил он своим обычным суховатым тоном.
– Ну чего, скорректировал траекторию?
– Вроде да.
– Тяжело было?
– Нормально, – ответил он.
– Слушай, – заговорил я, – а где это ты так наблатыкался? С этими градусами? У нас ведь на занятиях этого не было.
– Я два года в ракетных стратегических служил, – сказал он, – там система наведения похожая, только по звездам. И без радиосвязи – сам все считаешь на калькуляторе. Ошибешься – пиздец.
– А если не ошибешься?
Дима промолчал.
– А кем ты служил?
– Оперативным дежурным. Потом стратегическим.
– А что это значит?
– Ничего особенного. Если в оперативно-тактической ракете сидишь – оперативный. А если в стратегической – тогда стратегический дежурный.
– Тяжело?
– Нормально. Как сторожем на гражданке. Сутки в ракете дежуришь, трое отдыхаешь.
– Так вот почему ты седой… У вас там все седые, да?
Дима опять промолчал.
– Это от ответственности, да?
– Да нет. Скорее от учебных пусков, – неохотно ответил он.
– От каких учебных пусков? А, это когда в «Известиях» на последней странице мелким шрифтом написано, чтобы в Тихом океане не заплывали в какой-то квадрат, да?
– Да.
– И часто такие пуски?
– Когда как. Но спичку каждый месяц тянешь. Двенадцать раз в год, вся эскадрилья – двадцать пять человек. Вот и седеют ребята.
– А если тянуть не захочешь?
– Это только так называется, что тянешь. На самом деле перед учебным пуском замполит всех обходит и каждому по конверту дает. Там твоя спичка уже лежит.
– А что, если там короткая, отказаться нельзя?
– Во-первых, не короткая, а длинная. А во-вторых, нельзя. Можно только заявление написать в отряд космонавтов. Но это сильно повезти должно.
– И многим везет?
– Не считал. Мне вот повезло.



Устав межрегиональной общественной организации "Ветераны космодрома Байконур"

Сервисы национальной поисковой системы "Спутник" сделают вашу жизнь удобней!